Если кто-то откроет статью спустя годы, наверное, он и не поймет, в чём была проблема. Но в 2022 году началась СВО, зарубежные страны наложили очередные санкции и запретили показывать в Россию свои кинофильмы. У кинотеатров и так было много проблем после пандемии короновируса, из-за которой мы потеряли почти 50% кинотеатров по всей стране, а тут ещё и санкции по фильмам. Разумеется, наши кинотеатры старались выживать, показывая нашему зрителю – отечественные кинофильмы. Но все мы прекрасно понимаем, что Россия даже при всём желании или денежных вложениях, не сможет начать сразу снимать блокбастер за блокбастером и выпускать множество качественных фильмов. Да есть хорошие картины, но их не так много, а более проходные фильмы не покрывают расходов кинотеатров.
Что предпринимало правительство для зарубежного кино?
У правительства возникали идеи, дать кинотеатрам возможность показывать зарубежные фильмы, без нарушения законодательства РФ и штрафов. 18 октября 2022 года Председатель комитета Госдумы РФ по контролю Олег Морозов внес предложение: «В условиях спецоперации в отношении недружественных стран может применяться правило временной экспроприации интеллектуальной собственности». В этом случае вознаграждение может резервироваться и перечисляться правообладателю после отмены санкций. Также, подготовили поправки в законодательство, которые в условиях санкций разрешают показ в России зарубежных фильмов без разрешения правообладателя.
В итоге, на начало 2023 года вопрос, по всей видимости, так и не решен. Нет четких юридической поддержки кинотеатров и до конца ничего не ясно. Радует лишь одно, пока правительство не сильно «вставляет палки в колеса» кинотеатрам и позволяет им работать по своим схемам.
Что придумали кинотеатры, чтобы показывать зарубежное кино?
Если посмотреть киноафишу, можно приятно удивиться, большая часть кассовых зарубежных фильмов демонстрируется на экране. Мы проверяли на примере «Аватар: Путь воды», на сеансе всё как обычно, кино хорошего качества – не экранка, снятая в другом кинотеатре, с полным русским дубляжем, чек только более простой. Удивительно – да, но русский народ всегда умел выкручиваться. И как кинотеатры организовали сеансы?
- «Бесплатное предсеансное обслуживание». Один из популярных вариантов, мы не будем указывать названия кинотеатров, просто расскажем, как происходит процесс. В данном случае зрителю предлагается посмотреть зарубежный фильм перед российским фильмом. Оплата формально идет за российский фильм, просто к нему бонусом показывают ещё и зарубежный. В некоторых кинотеатрах это назвали «кинопродукт», но в начале 2023 года от такого варианта всё больше отказываются.
- Неофициальный прокат. Этот вариант использовался, когда права на некоторые фильмы уже были выкуплены, но по факту зарубежные студии запретили их показывать. Тем не менее, показы были произведены, а денежные сборы формировались на специальные российские счета, с которых при необходимости будет произведена оплата правообладателям. В маленьких городах неофициальный прокат продолжает работать.
- Аренда зала сторонними компаниями, «синема-вечеринки» или «Рекламное сообщение». Тут идея состоит в том, что кинотеатр арендуется какими-то фирмами и вся ответственность за показа переходит на эту компанию. Билеты на такие мероприятия либо покупались только в кассе или наоборот нужно было покупать их только онлайн как бронь на мероприятие. В начале 2023 года можно было уже оплачивать любым способом, просто у фильма есть небольшая приписка (что это рекламное сообщение, например) и перед показом это также анонсируется.
Возможно, в вашем городе есть другие варианты показа – расскажите как показывают кино у вас.
А откуда кинотеатры берут сами фильмы и дубляж?
Что касается самих копий фильма – кинотеатры не спешат делиться знаниями, откуда они их взяли. Поэтому можно только догадываться и тут есть пару вариантов:
- Купили\взяли в аренду\скопировали фильм через другие дружественные нам страны, например, взяли версии для Казахстана и добавили наш российский дубляж. На каких условиях – неизвестно.
- Скопировали официальную копию из сети с помощью трекеров. В сети можно найти фильмы в очень хорошем качестве, в том числе для 4K телевизоров и проекторов и так далее. Может быть было так.
А откуда взялся дубляж? Раз уж у нас есть «параллельный прокат», то почему не появиться «Альтернативному дубляжу». Многие актеры озвучки остались без работы и создали новую студию. Актеры работают благодаря краундфайдингу, иначе говоря, спонсируются обычными людьми, сторонними организациями и проектами. При этом они не исключают, что в переводах где-то появиться реклама, так как привлеченных средств всё равно не хватает даже на зарплаты актерам озвучки.
Что ждать в будущем от зарубежного кино?
На текущий момент ситуация крайне не ясная, не полностью понятна позиция правительства. Кинотеатры пытаются получить помощь на законодательном уровне и стараются избежать банкротства всеми способами. Прокат зарубежных фильмов по новым схемам позволит им держаться на плаву какое-то время, но без четких шагов по поддержке мы можем ожидать дальнейших разорений кинотеатров. Само кино конечно никуда не исчезнет, просто эта сфера бизнеса перейдет в тень и будет работать как когда-то в 90-е, способствуя распространению пиратства. При этом большая часть россиян, так или иначе, всегда знает, где можно взять новый фильм, у каждого свои источники, но если мы захотим посмотреть – посмотрим.
Из хороших новостей: некоторые зарубежные компании уже хотят вернуться на Российский рынок кино, например, французская кинокомпания Pathe. Поэтому пятую часть Астерикса и Обеликса, а также два фильма о «Трех мушкетерах» мы сможем увидеть в этом году легально.
А как вы считаете, стоит ли пытаться показывать зарубежные фильмы в таком формате? Или это же всё-таки пиратство, пусть показывают только русские фильмы?